Исторические факты об Анатолии Дятлове — главном обвиняемом в Чернобыльской катастрофе
Заместитель главного инженера Чернобыльской атомной электростанции руководил работой в ночь на 26 апреля 1986 года. Но насколько правдиво его изобразили в сериале? Трудно сказать, не услышав историю из его уст и не проанализировав его взгляд на трагедию.
Неприятный, авторитарный и преступно халатный человек, умышленно закрывающий глаза на реальность – таким предстал заместитель главного инженера Чернобыльской АЭС Анатолий Дятлов в мини-сериале HBO «Чернобыль». Он ругается, кричит, унижает младший персонал и удивительно пренебрегает всеми процедурами безопасности, что, в конечном итоге, приводит к взрыву атомного реактора, унёсшему Бог знает сколько жизней.
Он – один из самых ненавистных персонажей сериала, но был ли Дятлов таким ужасным человеком, каким его изобразили? Что он представлял из себя, и что произошло с ним после приговора к тюремному заключению?
Компетентный, но жёсткий начальник
Анатолий родился в 1931 году в маленькой деревеньке Атаманово в Красноярской области и успел закончить только 7 классов школы. В 1945 году он поступил в Норильский горно-металлургический техникум и через пять лет с отличием окончил его. Проработав три года в Норильске, он поступил в Московский инженерно-физический институт, его он также окончил с отличием, получив специальность инженера-физика со специализацией в автоматике и электронике.
Дятлов получил должность на верфи в Комсомольске-на-Амуре, там он работал в секретной лаборатории №23, оснащающей атомные подводные лодки ядерными реакторами. В 1973 году по семейным обстоятельствам Дятлова перевели на только что построенную Чернобыльскую атомную электростанцию, там он проработал 13 лет, прошёл путь от заместителя начальника реакторного зала до заместителя главного инженера по эксплуатации и получил две государственные награды (Орден «Знак Почёта» и Орден Трудового Красного Знамени).
По воспоминаниям работавших с ним, Дятлов был компетентным профессионалом, но зачастую слишком жёстким и требовательным. Некоторые помнят его как несправедливого, упрямого, медлительного и склонного к конфликтам человека, другие же говорят, что он был ответственным, принципиальным, честным и преданным делу. Эти свидетельства показывают, насколько полярными были мнения о нём.
«Душой за дело Дятлов не болел, — вспоминает сотрудник АЭС Разим Давлетбаев, — операторы его не уважали. Он отклонял все предложения или возражения, требующие его усилий».
«Он мог понять, если персонал ошибался по поддающимся объяснению причинам, но совершенно не мог терпеть небрежность, некомпетентность и пренебрежение своими обязанностями», — вспоминает государственный инспектор по ядерной безопасности Украины
В своей книге «Чернобыль: Как это было» Дятлов утверждает, что он не был самым худшим начальником.
«Я никогда не стремился к тому, чтобы меня любили подчинённые. Я считаю, что для обеспечения нормальных рабочих отношений достаточно быть компетентным и справедливым. Во всяком случае, за время работы никто из подчинённых не ушёл из-за невозможности со мной работать. Может быть жестковат, но не более. Был требовательным, да», — пишет он.
Роковое испытание
В день трагедии на станции шла обычная работа и для персонала, включая Дятлова, звук взрыва был полной неожиданностью. Стараясь завершить плановое испытание (которое проваливалось уже несколько раз), операторы пытались остановить четвёртый реактор, но вместо этого его мощность резко возросла. Работники нажали аварийную кнопку остановки реактора, но в результате реактор взорвался. «Это была самая страшная катастрофа, которая только могла произойти с реактором», — пишет Дятлов в своей книге.
Отказываясь поначалу верить в то, что реактор взорвался, он приказал закачивать воду в реактор, чтобы охладить его, и, находясь в шоковом состоянии, отправил двух операторов опустить стержни вручную – решение, которое позже сам Дятлов признал абсурдным.
«Если стержни не опустились в зону при обесточенных муфтах, то не пойдут и при вращении вручную», — объяснил он.
Согласно рассказам других о трагической ночи, Дятлов вёл себя очень встревоженно, постоянно кричал на младший персонал и не хотел верить, что реактор взорвался. Очень похоже на то, как изобразили это в сериале.
Тюрьма и болезнь
Позже, после встречи с директором АЭС Виктором Брюхановым и подтверждения, что реактор действительно взорвался, у Дятлова появились первые признаки радиационного отравления (постоянная рвота), и его отправили в московскую больницу. В ту роковую ночь он получил дозу в 390 рентген и вынужден был снова учиться ходить, когда на его ногах зажили радиоактивные язвы.
Вместе с другими людьми, обвинёнными в этой катастрофе (Брюхановым и главным инженером АЭС Николаем Фоминым) Дятлов попал на скамью подсудимых и получил 10 лет заключения, несмотря на его заболевание. Дятлов сказал, что он изучил каждый их шаг той ночью и был абсолютно уверен, что он лишь частично виновен в трагедии.
«Реактор не отвечал требованиям более трёх десятков статей норм проектирования — более чем достаточно для взрыва.Можно по-другому: реактор перед сбросом защиты был в состоянии атомной бомбы, и нет ни единого предупредительного сигнала. Как об этом мог узнать персонал — по запаху, на ощупь?», — пишет он в своей книге. «Прежде, чем говорить о вине персонала, вдумайтесь — реактор был взорван собственной аварийной защитой».
Несмотря на болезнь и инвалидность, Дятлов отбывал срок в тюрьме, сначала в Киеве, а позже в Полтавской области. После четырёх лет заключения и постоянных официальных писем, в том числе от физика-атомщика Андрея Сахарова и от жены Дятлова, в 1990 году его освободили в связи с плохим здоровьем. Он прошёл курс лечения в Германии, но много страдал и умер в 1995 году от сердечной недостаточности, спровоцированной радиацией.
До самой смерти Дятлов продолжал обвинять в трагедии конструктивные недостатки реактора и утверждал, что Советский Союз просто не мог взять ответственность на себя и поэтому обвинял людей, которые вынуждены были работать на неисправном оборудовании. В подтверждение своей точки зрения в 1994 году он дал интервью (видео есть на YouTube) и написал книгу.
Существует много противоречивых взглядов на личность Дятлова, каждый сам должен выбирать, каким запомнить его. Но позже официально было признано, что дефекты АЭС сыграли свою роль, и это не была только ошибка Дятлова.
Чего мы не знали об Анатолии Дятлове — главном обвиняемом в Чернобыльской катастрофе